7 выдающихся творческих и научных дуэтов
В массовой культуре и общественном сознании таланты (и тем более гении) нередко овеяны романтическим ореолом одиночества: у них, как у всех людей, могут быть родные и друзья, но творят они наедине с собой. Однако в искусстве и науке встречается феномен, который можно назвать реализацией таланта в паре, или творческим дуэтом: в этом случае два человека воплощают в жизнь общий замысел, становясь «родителями» одного произведения или научного исследования.
Необходимо уточнить: речь идет не о случайном соавторстве, а о талантах, которые много лет проработали вместе, трудились исключительно над общими проектами и добились успеха в карьере именно благодаря совместной деятельности. Нередко эти люди связаны родственными или супружескими узами, но бывает и так, что две фамилии на титульной странице романа или на гастрольной афише принадлежат не братьям, а друзьям.
Братья Гонкуры
Хотя у Эдмона и Жюля Гонкуров была разница в возрасте 8 лет, они были так привязаны друг к другу, словно были близнецами. У них были идентичные литературные вкусы, одинаковые взгляды на жизнь и одинаково сильно выраженный дар слова. Вместе они написали 10 романов, заложивших основы натурализма в современной французской литературе.
Однако самой впечатляющей частью творческого наследия Гонкуров стал общий дневник – явление, уникальное в европейской культуре. Его 22 тома вместили всё:
- встречи с Гюго, Мопассаном, Золя и другими знаменитыми писателями;
- мысли, замечания, зарисовки портретов и характеров;
- отклики на общественные события;
- случайные наблюдения;
- глубоко личные моменты, включая сны и описания тяжелых болезней [1].
В итоге получилась своеобразная энциклопедия литературной и социальной жизни Франции 2-й половины XIX века, имеющая огромное культурное значение. И сегодня имена братьев не забыты: Гонкуровская премия, которую вручают с 1903 г., по праву считается самой престижной литературной наградой Франции.
Ильф и Петров
В 1925 г. в редакции газеты «Гудок» встретились и подружились два молодых журналиста, отличавшихся замечательным чувством юмора. За плечами Ильи Ильфа (Файнзильберга) и Евгения Петрова (Катаева) было по нескольку десятков юмористических рассказов и фельетонов, посвященных актуальным социальным проблемам. Каждый из них считался одаренным автором, однако в полной мере их литературные таланты раскрылись в совместной работе.
Их первое общее произведение – роман «Двенадцать стульев» – мгновенно полюбился читателям, и вслед за журнальной публикацией был издан отдельной книгой. Второй шедевр соавторов – «Золотой теленок» – не менее успешно продолжил традиции плутовского романа и стал классикой сатирической литературы. Кроме этого, Ильф и Петров написали вместе несколько рассказов, повестей, киносценариев и публицистическую книгу «Одноэтажная Америка» [2]. К сожалению, вскоре после написания «Одноэтажной Америки» Ильф скончался от туберкулеза, не дожив до сорока. Лучший друг и соавтор Ильфа Петров пережил его на пять лет и погиб во время Великой Отечественной в том же возрасте – в 39 лет.
Супруги Жолио-Кюри
Многие открытия совершаются коллективами ученых, однако примеров того, когда два исследователя в одной области десятилетиями работают вместе, не так уж много. Молодые ученые Ирен Кюри и Фредерик Жолио познакомились в химической лаборатории осенью 1925 г. Уже через год они вступили в брак, а с 1928 г. все их научные работы выходили с указанием двойного авторства.
Для Ирен совместная исследовательская работа была своего рода семейной традицией. Ее родители, Пьер и Мари Кюри, более 10 лет трудились вместе над исследованием явления радиоактивности и стали лауреатами Нобелевской премии. В 1935 г. этой награды тоже были удостоены Фредерик и Ирен Жолио-Кюри: их открытие искусственных радиоактивных изотопов стало важным этапом решения проблемы высвобождения энергии атома [3].
Супруги демонстрировали единство взглядов не только в научной сфере, но и в области политики: они были убежденными антифашистами и борцами за мир. Супруги Жолио-Кюри прожили вместе 30 лет. Первой ушла из жизни Ирен; Фредерик, для которого смерть жены стала тяжким ударом, пережил ее всего на 2 года.
Братья Стругацкие
Если братья Гонкуры никогда не расставались, то в биографии Бориса и Аркадия Стругацких был длительный период, когда они жили порознь, да и специальности у них были разные. Борис, астроном по образованию, трудился на счетной станции Пулковской обсерватории, тогда как Аркадий много лет прослужил военным переводчиком. Однако ни большая разница в возрасте, ни несходство взглядов по ряду вопросов не помешали им написать ряд культовых произведений и создать целую фантастическую вселенную, условно названную «Миром Полудня».
Повести «Трудно быть богом», «Обитаемый остров», «Жук в муравейнике» и другие пользовались огромной популярностью у читателей 1960–80-х гг., а то обстоятельство, что их автор на самом деле «состоял» из двух человек, создавало богатую почву не только для научных исследований, но и для мифотворчества [4]. Любопытно, что если в начале творческого пути лидерство в писательском тандеме однозначно принадлежало старшему брату Аркадию, то через 20 лет «руководящая роль» перешла к Борису. Менялась со временем и литературная техника: если в период «Страны багровых туч» каждый соавтор писал свою часть произведения, то впоследствии они стали работать за одним письменным столом, проговаривая тексты страница за страницей.
Штепсель и Тарапунька
В 1950–60 гг. в СССР комедийный дуэт Штепселя и Тарапуньки (Ефима Березина и Юрия Тимошенко) не имел равных по популярности. Артисты были желанными гостями в любом городе, им приходило множество писем со всей страны, а фабрики игрушек выпускали деревянные фигурки участников дуэта [5]. Их диалоги были не просто забавны: они искрились неподдельным юмором, всегда затрагивали актуальные темы и тонко высмеивали негативные явления.
Как сатирические персонажи Штепсель и Тарапунька возникли в 1946 г., а до того, в период Великой Отечественной, Березин и Тимошенко выступали на фронте в других образах – повара Скалкина и банщика Мочалкина. Успешная сценическая деятельность актеров длилась свыше 40 лет, и столько же продолжалась их дружба, основанная скорее на противоположности, чем на сходстве характеров. Спокойный рассудительный Березин в обыденной жизни ничуть не походил на вспыльчивого эмоционального Тимошенко, но это не мешало им находить общий язык и на сцене, и вне ее. Хотя каждый артист из дуэта участвовал и в других творческих проектах (Березин был режиссером театра, Тимошенко снялся в ряде фильмов), зрители любили и знали их как Штепселя и Тарапуньку.
Аль Бано и Ромина Пауэр
Он родился в семье итальянского крестьянина, она была дочерью американской кинозвезды, но между ними было немало общего: броская внешность, вокальный талант, прирожденный артистизм. Год их встречи, 1967-й, для 24-летнего Аль Бано (Альбано Карризи) был годом первого большого успеха в карьере: его песня «На солнце» стала настоящим хитом. Ромина Пауэр считалась начинающей певицей, зато она успела приобрести некоторую популярность как актриса, снявшись в нескольких европейских кинолентах. Неудивительно, что Аль Бано и Ромина познакомились на съемочной площадке.
Поначалу семья Ромины была не в восторге от их отношений, однако в 1970 г. влюбленные вступили в брак и записали свою первую песню в качестве дуэта. Итальянские слушатели полюбили семейный дуэт уже в 1970-х, однако наивысшего расцвета их творчество достигло в 1980-х. Аудиторию привлекала не только мелодичность песен, но и великолепные сильные голоса певцов, сливавшиеся во время исполнения в единое целое. В 1984 г. Аль Бано и Ромина выиграли фестиваль в Сан-Ремо; их песни Felicità, Libertà, Cara terra mia возглавляли хит-парады, а среди их поклонников были не только западноевропейцы, но и жители СССР. В 1999 г., после развода, дуэт Аль Бано и Ромины официально перестал существовать, однако в 2013 г. бывшие супруги вновь воссоединились для выступления в Москве и с тех пор периодически выступают вместе [6].
Сестры/братья Вачовски
С детства братья Ларри и Эндрю Вачовски все делали вместе: учились в одних и тех же школах, участвовали в школьных театрах, и хотя они поступили в разные колледжи, но одинаково их бросили, не получив дипломы. Затем они работали плотниками и совместно создавали в свободное время комиксы.
Первый их проект для киноиндустрии – сценарий фильма «Наемные убийцы» – принес братьям Вачовски разочарование. Их текст так сильно перекроили, что фильм в итоге провалился в прокате. Тогда братья решили взять процесс киносъемок в свои руки и не прогадали. Первый же их фильм «Связь» получил ряд наград, а второй – «Матрица» – приобрел статус культового. Исследователи неоднократно анализировали не только его киноязык, но и философское содержание, обращаясь при этом к идеям всех ведущих европейских философов от Платона до Бодрийяра [7].
После «Матрицы» братья сняли еще ряд фильмов, в том числе «Облачный атлас» (вместе с Т. Тыквером). В биографии Ларри «Облачный атлас» занял особое место: в проморолике к нему он впервые предстал перед широкой публикой как Лана [8].Общественность испытала легкий шок, продлившийся, впрочем, не так долго: через 4 года Эндрю присоединился старшему сиблингу (сиблинги – это дети одних родителей), превратившись в Лилли: братья Вачовски окончательно стали сестрами.
***
Таким образом, творческие дуэты интересны и сами по себе, и как явление, помогающее понять сложный механизм одаренности. Возможно, исследование этого феномена поможет разобраться в природе литературного и других талантов. А пока такие научные работы пишут, больше узнать о ваших врожденных способностях поможет онлайн-тест «Талантум». Пройдите его и выясните, в какой области вы больше всего одарены от природы.
Добавить комментарий