Популярный афоризм гласит: «Мир уцелел, потому что смеялся». Во все времена были обладатели юмористического таланта, пытавшиеся с помощью сатиры и иронии изменить окружающую действительность к лучшему. Самые известные из них не только внесли огромный вклад в литературу, театр, кинематограф и цирковое искусство, но и повлияли на мироощущение последующих поколений: мы повторяем их шутки, смеемся над придуманными ими сюжетами и сравниваем с ними современных юмористов.
Аристофан
Современники называли Аристофана отцом комедии, а для нас его пьесы служат образцами античной классики. При жизни великий комедиограф пользовался славой автора, затрагивающего самые злободневные темы. Его интересовали не мифологические сюжеты, а актуальные вопросы политики и проблемы общественной жизни. Он беспощадно высмеивал своих знаменитых современников – философа Сократа и трагика Эврипида – и не боялся критиковать все население Афин за легкомыслие и малодушие.
Разумеется, за тысячелетия, отделяющие нас от эпохи Аристофана, понятие комического несколько изменилось, однако многие реплики его пьес по-прежнему восхищают остроумием. Например, в комедии «Облака» не в меру «прогрессивный» сын доказывает отцу, что имеет полное право его бить и призывает брать пример с петухов и других животных: «Ведь бьют родителей у них, а чем они отличны от нас?» Когда же отец спрашивает сына, почему же он, желая подражать петухам, не сидит на насесте, тот отвечает: «Ну, это, друг, совсем не то» [1].
Ювенал
Трудно сказать, стал бы Децим Юний Ювенал величайшим сатириком античности, если бы ему сопутствовал успех в карьере: возможно, богатство и почести смирили бы его врожденную язвительную иронию. Однако ни в качестве армейского офицера, ни в роли чиновника местного самоуправления он не преуспел и был отправлен императором Домицианом в ссылку. Жизненные разочарования вылились в хлесткие, остроумные произведения, беспощадно бичевавшие пороки современного Ювеналу общества.
В своих «Сатирах» он не щадил никого: ни развратников и неверных жен, ни власть имущих, ни пресыщенных богачей и раболепствующих паразитов. Поднимаясь в 10-й сатире до высот философского обобщения, Ювенал показывает нелепость типичных человеческих желаний, призывая молиться о главном: о здоровом духе в здоровом теле. Это фраза, знакомая даже тем, кто никогда не читал «Сатиры», не единственный афоризм Ювенала, переживший почти два тысячелетия. Такие знаменитые фразы, как «Хлеба и зрелищ!» и «Кто же будет стражем стражей самих?», также принадлежат его перу [2].
Мольер
Жан-Батист Поклен, более известный как Мольер, был актером, театральным режиссером и великим драматургом, но в какой ипостаси он бы ни представал перед публикой, главным было его необыкновенное чувство комического. Однако свой подлинный дар Мольер осознал не сразу: когда он в юности странствовал вместе с труппой бродячих актеров по провинции, он мечтал стать великим трагиком. Меж тем природа наделила его не только юмористическим талантом, но и внешностью прирожденного комика: он обладал гибким телосложением, грацией мима и богатой мимикой. Он был столь великолепен в ролях холерика, слуги, мужа-подкаблучника, глупого буржуа и суеверного старика, что современные исследователи сравнивают с ним Чарли Чаплина [3]. А диалоги в лучших пьесах Мольера настолько остроумны, что и сегодня, через три с половиной столетия, вызывают дружный смех публики.
Оскар Уайльд
Современные исследователи считают острословие, т. е. способность выражать свои мысли в парадоксальной, ироничной форме, одним из характерных проявлений юмористического таланта. Оскар Уайльд, выдающийся британский драматург и прозаик, демонстрировал острословие не только в своих произведениях, но и в обыденной жизни. За эффектные афоризмы, частенько переворачивающие с ног на голову житейские банальности, его прозвали «Принц Парадокс».
Писатель щедро рассыпал блестки остроумия в светских салонах и во время дружеских застолий, стремясь превратить саму жизнь в произведение искусства. Он остался верен себе даже во время судебного процесса, отвечая парадоксами и шутками на грозные обвинения судей. Ни тюремное заключение, ни последовавшие за ним нищета и одиночество не смогли изменить характер Уайльда. Свою последнюю шутку он отпустил на смертном ложе, глядя на безвкусные обои в гостиничном номере: «Я вызвал их на дуэль не на жизнь, а на смерть, и теперь кто-то из нас двоих должен уйти» [4].
Тэффи
В 1910-х гг. юмористические рассказы Тэффи (Надежды Лохвицкой) были известны без преувеличения всей читающей России. Среди поклонников ее таланта числились и безусые гимназисты, и сам император Николай II, а предприимчивые фабриканты, воспользовавшись популярностью писательницы, выпустили конфеты и духи, названные в ее честь [5]. Завоевать огромную читательскую аудиторию Тэффи помог ее мягкий юмор, окрашенный добротой и лиричностью.
В отличие от многих коллег-сатириков, писательница не выносила приговор своим героям, а скорее сочувствовала их нелепости и неудачливости. Ее персонажи – обычные люди, которые расстраиваются из-за пустяков, не могут найти общий язык со своими близкими, совершают глупости и мечтают о несбыточном. Последовавшая за гражданской войной эмиграция писательницы не изменила общую тональность ее прозы. Современники отмечали в своих мемуарах, что Тэффи удалось сохранить до глубокой старости не только ясный разум, но и остроумие и молодость духа.
Чарли Чаплин
Мировое киноискусство знает немало одаренных актеров-комиков, но создать уникальный образ, сочетающий гротеск, буффонаду и философскую глубину, удалось лишь одному из них – Чарли Чаплину. Его бродяга – типичный неудачник: его отторгает приличное общество, ему не везет в любви, но его дерзость, неожиданная галантность и стойкость перед лицом невзгод столь обаятельны, что покоряют зрителя навсегда.
Примечательно, что этот образ приобрел максимальную выразительность, когда Чаплин стал не только актером, но и режиссером фильмов о бродяге Чарли [6]. Такие шедевры, как «Золотая лихорадка» и «Огни большого города», признаны вершиной немого кинематографа, а его первый звуковой фильм, «Великий диктатор», показал, что Чаплину подвластна и острая политическая сатира. Неповторимый юмор Чаплина оказал огромное влияние на комедийный кинематограф ХХ века, а черты бродяги Чарли угадываются во множестве позднейших киногероев.
Юрий Никулин
Одно из удивительных свойств юмористического дара – способность проявляться в самых сложных условиях. А еще он позволяет своему обладателю реализовать себя не в одном, а в нескольких направлениях. Юрий Никулин вошел в историю как выдающийся актер, снявшийся в 40 с лишним фильмах, и не менее замечательный клоун, 50 лет проработавший в цирке на Цветном бульваре. Он щедро одаривал окружающих весельем в обыденной жизни, и только самые близкие люди знали, какая непростая биография скрывается за ослепительной никулинской улыбкой.
В судьбе Никулина были и бедность, и долгие поиски себя, и война, но не было ситуации, в которой он утратил бы прирожденный комический дар. В своих мемуарах Никулин рассказывает о таком случае: во время войны его с группой солдат направили в соседнюю часть рыть траншеи. Когда измученные ночные переходом солдаты пришли на место, майор спросил их, взяли ли они инструмент – лопаты и кирки. Никулин бодро ответил за всех «Взяли!» – и вытащил из-за голенища сапога деревянную ложку. Удачная шутка подняла всем настроение и помогла преодолеть усталость [7].
Леонид Гайдай
Далеко не всегда юмористический дар и веселый характер сочетаются в одном человеке: можно обладать потрясающим чувством юмора и почти не проявлять его в обычной жизни. Именно таким был Леонид Гайдай. Создатель эксцентрических кинокомедий в быту отнюдь не слыл эксцентриком или шутником: наоборот, он производил впечатление сложного, сдержанного и даже грустного человека. Вся мощь его юмористического таланта проявлялась исключительно на съемочной площадке. Неслучайно коллеги и современники вспоминают о нем как о профессионале высшего класса, очень много работавшем над своими фильмами: достаточно сказать, что к каждой киноленте он готовил от 1500 рисунков кадров.
По мнению Я. Костюковского, писавшего сценарии самых знаменитых кинокомедий режиссера, движущей силой Гайдая как художника было стремление рассмешить людей и тем самым облегчить им жизнь. Это стремление позволило в конечном счете превратить эксцентрическую комедию в общечеловеческую и создать многоплановые фильмы, в которых беззаботный смех сочетается с мудростью и подлинным гуманизмом [8].
* * *
Разумеется, перечислить всех выдающихся обладателей юмористического дара в рамках одной статьи невозможно – это была бы уже целая сага, а еще потому, что этот талант достаточно распространен. Если окружающие неизменно смеются, услышав ваши шутки, если вы любите сатирическую литературу и умеете подмечать смешное в заурядных ситуациях, то, возможно, развитое чувство юмора присуще и вам. Чтобы развеять сомнения, пройдите онлайн-тест «Талантум» – и за считанные минуты вы узнаете все о своих способностях.
Добавить комментарий