Трудно найти более любопытный объект исследования, чем мир музыкально талантливых людей. Ученые неутомимо изучают природу исполнительско-композиторского дарования, углубляясь в биографии знаменитостей и генетические корни музыкальных способностей, и многие факты способны изумить даже тех, кто считает себя знатоком музыки.
1. У младенцев есть музыкальная память
Обычно музыкальный талант начинает проявляться в возрасте 3–4 лет, однако такую его составляющую, как музыкальную память, демонстрируют даже младенцы.
Это доказывают эксперименты, в ходе которых 7-месячные малыши на протяжении двух недель ежедневно слушали отрывки сонаты Моцарта. Затем был сделан 14-дневный перерыв, после чего младенцев протестировали. Им дали послушать сначала отрывки из ранее знакомого произведения, а затем новую мелодию, похожую на прослушанную сонату Моцарта. Результаты двух экспериментов показывают, что не умеющие говорить дети тем не менее сумели сохранить в долговременной памяти знакомую музыку.
2. Первой поп-звездой был Ференц Лист, родившийся в 1811 году
Восторг поклонников и неистовство публики, создающие особую наэлектризованную атмосферу, – атрибут концертов рок и поп-звезд, однако впервые этот феномен возник задолго до Элвиса Пресли и Beatles. Музыковеды считают, что первой поп-звездой был гениальный пианист Ференц Лист.
Обладая великолепной исполнительской техникой и безупречной памятью, он уже в 12 лет восхищал публику. Однако музыкальные способности были не единственной причиной успеха музыканта: природа наделила Листа необыкновенной харизмой, которая гипнотизировала публику, особенно женского пола, и погружала ее в безумие экстаза. Карикатура на концерт Листа в Берлине в 1842 г. изображала обезумевших дам, падающих в обморок, пытающихся штурмовать сцену, наблюдающих за кумиром в бинокль из первого ряда и бросающих в него цветы. Генрих Гейне даже придумал для этого явления специальный термин – «листомания».
3. Талантливые мужчины и женщины выбирают разные музыкальные инструменты
Музыкально одаренные женщины предпочитают арфу, а мужчины – медные инструменты и тимпаны.
О том, что существует зависимость между полом одаренного музыканта и инструментами, которые он выбирает, свидетельствуют результаты исследования, авторы которого проанализировали состав 40 оркестров мирового уровня из Западной Европы и США. В общей сложности это 3420 музыкантов. Поскольку на каждую позицию в таком оркестре претендует 40–50 исполнителей, речь идет исключительно о музыкальных талантах.
При некотором преобладании мужчин (в целом в оркестрах их 56,7%), среди арфистов представителей мужского пола практически нет: на этом инструменте почти всегда играют дамы. Зато медные духовые инструменты – мужская сфера: только в двух оркестрах руководителями тромбонной секции были женщины, еще в одном женщина играла на главной тубе. На тимпане также играют исключительно мужчины. Интересно, что хотя дамы численно преобладают в скрипичных секциях, среди первый и вторых скрипок количество мужчин и женщин примерно одинаково.
4. Абсолютный слух зависит от родного языка
Количество людей, наделенных от природы абсолютным слухом, т. е. способных безошибочно за долю секунды без каких-либо подсказок назвать звучащую ноту, очень невелико. Считается, что подобной способностью обладает не более 1% населения, если говорить о уроженцах Европы или США. Но среди выходцев из Китая и Вьетнама доля лиц с абсолютным слухом намного выше.
Скорее всего это связано с тем, что в китайском и вьетнамском языках необходимо улавливать изменения высоты звука, чтобы различать слова, которые в остальном звучат одинаково. Количество тональных вариаций в китайском колеблется от 4 (мандаринский диалект) до 9 (кантонский диалект), а во вьетнамском языке их 6. Неудивительно, что в США студенты-музыканты восточноазиатского этнического происхождения, свободно говорящие на родных языках, чаще обладают абсолютным слухом, чем те, кто этими языками не владеют.
5. Джузеппе Верди провалил вступительные экзамены в консерваторию
Консерватория Милана названа в честь Джузеппе Верди, но мало кто знает, что при жизни великий композитор категорически запрещал использовать его имя таким образом. Дело в том, что в свое время руководство консерватории сочло Верди недостойным учиться в ее стенах.
В 1832 году музыканта с трудом допустили до вступительного экзамена, на котором Верди представил несколько своих сочинений и сыграл фортепианную пьесу. Уже тогда его способности вызывали восхищение знатоков, но члены приемной комиссии, за исключением знаменитого скрипача и альтиста Алессандро Ролла, были единодушны. Верди обвинили в неправильной постановке рук во время игры на фортепиано, а его произведения сочли недостаточно зрелыми. Пренебрежение к молодому исполнителю сказалось и в том, что Верди никто не уведомил о провале. Через неделю он пошел к Ролла – единственному, кто проявил к нему сочувствие, и тот сказал: «Не думай впредь о консерватории» [1].
6. Музыкальные способности на 42% генетически обусловлены
Задолго до развития генетики как науки люди заметили, что музыкальный дар нередко передается по наследству. Современные исследования доказывают, что роль наследственных факторов в проявлении музыкальных способностей составляет в среднем 42%.
К примеру, генетические факторы объясняют 70–80% индивидуальных различий в распознавании высоты звука музыки, но время, которое люди проводят за прослушиванием музыки, зависит от генетических факторов у взрослых всего на 16–46%.
Большое значение в развитии музыкального таланта имеют социальные факторы. Чем раньше родители и педагоги распознают врожденные склонности ребенка, тем больше шансов, что он в дальнейшем достигнет успеха. Не упустите возможность как можно раньше обнаружить разные способности – пройдите тест «Талантум», он подходит для детей и взрослых.
7. Между музыкальным и математическим талантами есть взаимосвязь
Попытки пушкинского Сальери проверить алгебру гармонией были не лишены смысла: еще античные авторы обращали внимание на определенное сходство между музыкой и математикой. А в 2022 году ученые Портлендского университета, проанализировав данные 20 590 старшеклассников, выяснили, что те из них, кто занимался дополнительно музыкой, продемонстрировали более высокие результаты математических тестов.
Однако эта взаимосвязь прослеживалась только у подростков, обучавшихся в школах с высоким и средним уровнем материального обеспечения. Музыкальные классы в таких школах оснащены высококачественными инструментами, в них больше опытных педагогов, в то время как в небогатых школах нет финансовых возможностей для организации полноценных музыкальных занятий.
8. Музыкальная специализация влияет на продолжительность жизни
Масштабное исследование, проведенное российскими учеными под руководством проф. В. Анисимова, позволило на основе данных о продолжительности жизни 8485 музыкантов выяснить, что некоторые музыкальные инструменты и направления музыки способствуют долголетию.
Как оказалось дольше всего – до 80,9 лет – живут арфистки, исполняющие классическую музыку. Интересно, что до 90 лет доживают 40% арфисток, а 6% – до 100. Среди мужчин – исполнителей классики долгожительством отличаются дирижеры и виолончелисты. А вот гитаристы, особенно исполняющие рок-музыку, как правило, не доживают до пенсии. И хотя далеко не все рокеры рискуют стать членами печально знаменитого «Клуба 27», статистика неумолима: исполнители классики живут дольше эстрадных певцов, а эстрадные певцы – дольше звезд рока.
9. Певица Има Сумак обладала уникальным диапазоном голоса
Диапазон голоса выдающейся оперной певицы составляет около трех октав, обычной – около двух. Неудивительно, что голос перуанки Имы Сумак производил потрясающее впечатление на слушателей: на пике певческой карьеры диапазон ее голоса составлял, по одним данным, 4,5, а по другим – 5 октав.
Има была настоящим гением-самородком, повторить рекорд которой никому не удалось.
Однако и сегодня есть певцы, поражающие вокальными данными. Например, Тим Стормс обладает настолько низким голосом, что может петь на 8 октав ниже, чем обычный певец, при этом его самую низкую ноту невозможно услышать без специальной аппаратуры [2].
10. Лишь 10% музыкальных вундеркиндов демонстрируют успехи в карьере в зрелом возрасте
Раннее проявление музыкальных способностей настраивает родителей и педагогов ребенка на радостный лад: ведь Моцарт, Лист и многие другие гении проявили себя в музыке до того, как им исполнилось 5–6 лет. Однако глобальная статистика менее оптимистична: по одним данным, только 10% музыкальных вундеркиндов в дальнейшем добиваются успеха, а по другим – таких и вовсе 2%.
К примеру, в 1800–1854-х гг. в Санкт-Петербурге успешно выступало 30 музыкальных вундеркиндов, но впоследствии прославились из них всего два – скрипач Генрик Венявский и пианист Антон Рубинштейн. Остальные или стали рядовыми музыкантами, или вообще прекратили заниматься музыкой.
Добавить комментарий