Выдающиеся обладатели пространственного таланта

Пространственный интеллект помогает человеку существовать в трехмерном пространстве. Не обладая верным восприятием объемных объектов, наши предки не смогли бы предвидеть подстерегающие их опасности, выживать, развиваться и создавать вокруг себя мир, наполненный трехмерными предметами. Визуально-пространственное мышление может показаться обыденной способностью, но если оно развито настолько, что становится талантом, то у человека есть шанс создать шедевры и войти в историю – как это сделали выдающиеся архитекторы, художники, фотографы.

Гении архитектуры

  • Леонардо да Винчи

Его годы жизни (1452–1519) приходятся на расцвет итальянского Возрождения. Великий Леонардо – ярчайший представитель симбиоза нескольких талантов. Ученый и инженер с уникальным техническим интеллектом больше известен как великий ​​художник, подаривший нам в числе более 20 живописных полотен «Мону Лизу» («Джоконду»). Однако этот универсальный гений считал себя прежде всего архитектором. К сожалению, до нас дошли лишь чертежи и эскизы многих технических изобретений Леонардо и спроектированных им архитектурных сооружений, так и оставшихся только проектами:

  • купола Миланского собора;
  • центрических купольных зданий;
  • мавзолея в египетском стиле для королевской семьи;
  • громадного моста через Босфор, под единственной аркой которого должны были проходить парусные суда;
  • идеального города (план переустройства Милана после эпидемии чумы);
  • разнообразных сооружений в Милане.

Замыслы Леонардо в архитектуре и градострои­тельстве, оставшиеся графическим и литературным наследием для потомков, свидетельствуют о его поразительном пространственном таланте: умении представлять и воссоздавать на бумаге сложные трехмерные инженерные сооружения.

  • Постник и Барма

Гениальные русские зодчие (а возможно, это был прозванный Бармой Постник Яковлев – историки допускают, что Постник и Барма – это имя и прозвище одного человека) воздвигли храм Василия Блаженного, в ту пору называвшийся церковью Покрова на Рву, а затем – Покровским собором. По приказу Ивана Грозного сооружен он был в 15541560 гг. в ознаменование взятия Казани и стал символом Руси, Москвы и России.

Несмотря на наличие летописей тех времен, имена гениальных создателей в них не указаны и упоминаются намного позже источниками XVI–XVII вв. Вероятно, поэтому по поводу храма бытует легенда об ослеплении зодчих, документально не подтвержденная: якобы царь приказал лишить их зрения, дабы нигде не построили они церкви красивей, чем эта.

Храм, у которого нет явного фасада, рассчитан на обход по кругу и мог строиться вообще без чертежей. Однако его четкая симметрия – свидетельство визуально-пространственного таланта зодчих, имевших изначальное представление о композиции здания, в центре которого должна была быть церковь, а вокруг нее – восемь приделов.

  • Антонио Гауди

Архитектор, живший (1852–1926) в Каталонии, создал собственный стиль, который изменил не только модернизм, но и в целом архитектуру. Всемирную славу Гауди принес проект храма Саграда Фамилия (Святого Семейства – Temple Expiatori de la Sagrada Família). В основу стиля собора положен модерн с вплетением элементов самых разных течений и направлений (кстати, храм все еще строится с 1883 года и известен как самый знаменитый долгострой современности). Искривленные поверхности, причудливые формы, вдохновленные живой природой, – приметы «фирменного почерка» Гауди воплощены не только в храме Святого Семейства. Другие гениальные барселонские проекты архитектора:

  • дом Висенса;
  • парк Гуэль;
  • колледж Святой Терезы;
  • дом Кальвета;
  • Бельесгуарда, или дом Фигерас;
  • дом Мила;
  • школа Саграда Фамилия.
  • дом Бальо.

Гауди присуща способность мысленной визуализации своих проектов до их воплощения в архитектурные шедевры. Чаще всего он использовал для этого трехмерные модели, а не планы.

Геометрия и трехмерность в изобразительном искусстве

Отражающее окружающий мир изобразительное искусство воспроизводит геометрические фигуры и их пропорции. Некоторые художники порой умышленно нарушают их, создавая оптические иллюзии на своих картинах.

  • Мауриц Эшер

Голландец, годы жизни: 18981972. Настоящий мастер в области создания иллюзий в пространстве своих рисунков, где практически нет невозможного: формы перетекают одна в другую, предметы не имеют ни конца, ни начала, перспектива не сходится, как ей положено в одной точке. Такое противоречие законам логики и природы очаровывает зрителей, разгадывающих секрет его графических изображений.

  • Тамара де Лемпицка

Полячка (1898–1980), ставшая космополитом. Мария Гурвич-Гурская (имя и фамилия при рождении) жила и творила большей частью во Франции и в США, где и получила известность благодаря графическому изображению человеческих фигур в стиле ар-деко (аристократы и богачи заказывали ей свои портреты). Она считается одним из величайших представителей этого художественного направления, основанного на геометрическом изображении элементов окружающей среды.

Гениальные фотографы архитектурных шедевров

  • Люсьен Эрве 

Французское имя – это псевдоним венгерского фотографа Ласло Элкана (1910–2007), бежавшего в 1941 из фашистского лагеря во Францию. Его снимки архитектурных объектов четко передают геометрию трехмерного пространства: объемы, структуры и формы зданий. Для фоторабот Эрве, связанных большей частью с творениями архитектора Ле Корбюзье, характерно сочетание архитектурного взгляда с гуманистической направленностью.

Признанный мастер света и тени, он необыкновенно тонко показывает их пространственное взаимодействие, раскрывающее архитектурную форму объекта. Будучи, по словам Ле Корбюзье, фотографом с душою архитектора, Эрве не просто снимал здания, а передавал своими фотографиями ощущение пространства, структуры, текстуры. Он считал фотографию своего рода инструментом, которым можно менять реальность, видел в зданиях что-то абстрактное и порой показывал их под совершенно неожиданным углом.

  • Эзра Столлер

Годы жизни: 1915–2004. Считается одним из наиболее известных в мире фотографов архитектуры XX века. Ему, по словам критиков, удалось повлиять на развитие архитектуры не меньше, чем создателям тех зданий, которые снимал Столлер, учившийся в свое время на архитектора. «Гений светотени», однако, считал себя коммерческим фотографом: его снимки использовались в рекламных проектах, популярных журналах, на афишах, и уже позже вошли в учебники по искусству фотографии. В основном работы Столлера черно-белые, резкие по всему кадру: их детали четко прорисованы. Архитекторы называли объекты, попавшие в его объектив, столлеризированными. Самые знаменитые из них:

  • Штаб-квартира ООН.
  • Музей Уитни.
  • Аэропорт Джона Кеннеди.
  • Музей Гуггенхайма.
  • Небоскребы Манхэттена.

Невозможно в рамках одной статьи рассказать обо всех известных обладателях пространственного таланта. Мы представили лишь некоторых из знаменитостей, проявивших способности к точной визуализации окружающего мира, к его изменению в соответствии со своим восприятием. Пройдите тест «Талантум» – возможно, вы обнаружите в себе «трехмерные» способности, станете известным – и мы обязательно дополним статью вашим именем.


Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *